Факторы риска до рождения ребенка
На «нулевом этаже» развития ребенка, т.е. еще до беременности, на его
будущее здоровье влияют наследственность(особенности
нервно-психического склада и строения артикуляционных органов родителей)
и образ жизни будущих родителей (воздействие радиации и химически
активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное
прерывание беременности в прошлом).
На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию
речевого аппарата могут препятствовать: токсикоз, резус-конфликт,
физические повреждения, заболевания, стрессы и нагрузки матери во время
беременности. Особенно важны первые 3 месяца беременности. Губительны
для ребенка на данном этапе курение и употребление матерью алкоголя.
Очень важен характер процесса родов. Родовые травмы
(черепно-мозговые, кровоизлияния при затяжных родах, асфиксии, обвитие
пуповиной) становятся причиной патологического развития речи и общего
развития.
Факторы риска в натальный период
В период раннего развития ребенка опасностью для формирования
речевого аппарата угрожают травмы головного мозга, среднего и
внутреннего уха, воздействие лекарств на слуховой нерв, приобретенные до
сформирования речи аномалии челюстей и зубов, отсутствие постоянного
контроля над развитием речи.
Важно, что речевые расстройства у ребенка могут появиться по вине
окружающих, поскольку речь усваивается ребенком по подражанию.
Картавость и заикание ребенка нередко становятся «заслугой» окружающих
его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит
ребенок, может привести к задержке развития его собственной. Бедный
словарный запас ребенка, неправильное согласование слов между собой -
также следствие «внешнего воздействия». Последний случай чаще всего
называют педагогической запущенностью.
Нередко встречается и такая проблема речевого развития, как
«двуязычие». Ребенок вперемешку слышит слова из разных языков, что
затрудняет для него овладение родной речью с ее особенностями
звукопроизношения.
Иногда и сами родители невольно воздействуют на развитие речи ребенка
негативно, «сюсюкаясь» с ним. Подлаживаясь под детскую речь,
воспроизводя все имеющиеся в ней неправильности, они лишают ребенка
осознания необходимости совершенствовать свою речь.
Под действием всех перечисленных выше факторов речевые дефекты могут
появиться даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом (что
особенно обидно).
|